21.12.2024

Как молодые педагоги Иркутского района учились бороться с буллингом в сельских школах.

Проект «Безопасная среда» Иркутской региональной общественной организации социально-психологической поддержки населения «Гармония» в феврале 2024 года стал одним из победителей конкурса президентских грантов. Проект был рассчитан на период до конца 2024 года и ориентирован на повышение компетентности молодых педагогов в решении проблемы буллинга в поселковых и сельских школах. В нем участвовали 50 учителей со стажем работы до пяти лет в школах Иркутского района и 100 студентов четвертых курсов педагогических направлений ССУЗов Иркутска.

Как отмечают организаторы, проект был нацелен прежде всего на работу со взрослыми людьми – теми, в чьих руках возможность не только верно отреагировать на случаи буллинга, но и уделить внимание профилактике явления. Участники смогли посетить тренинги и семинары и обменяться опытом.

Теоретическая часть «Безопасной среды» состояла из семинаров с психологами и юристами, которые рассказали о законных способах совладать с ситуацией школьной травли.


«Юристы говорили о последствиях буллинга как для самих учеников, так и для родителей и учителей. [На семинарах] рассмотрели сложные и актуальные школьные ситуации, связанные не только с буллингом. Например, тенденцию среди подростков (особенно в 7-9 классах) не воспринимать учителей всерьез, переходить грань и не чувствовать ролей в обучающем процессе. Ученики могут легко перейти на личности, придумывать клички учителям и вести себя с педагогами агрессивно. Юрист объяснил, как педагоги могут себя обезопасить и воздействовать на подобную ситуацию»,- рассказала АСИ Кристина Ноздрина, психолог, президент «Гармонии».

Практическая часть работы состояла из разнообразных тренингов. Часть была направлена на изучение метода наблюдения. Этот важный навык помогает в ежедневной работе отследить действия учеников, увидеть тех, у кого есть тенденция к жертвенности или агрессии, как можно раньше распознать первые признаки коллективной агрессии и предотвратить ее.

По итогам занятий участники проекта разработали чек-лист по наблюдению, где отметили основные моменты, на которые стоит обращать внимание в классе. Один из главных выводов: в работе с буллингом вероятность разобрать ситуацию и не довести до самого буллинга выше тогда, когда в процесс решения проблемы вовлечено больше людей со стороны.

«Часто бывает, что учителя передают решение вопроса на педсовет, считают, что этим должен заниматься психолог или социальный педагог. На самом деле нет. Мы рассмотрели проблему шире. И, как ни странно и страшно бы это ни звучало, в процессе буллинга участвует вся школа. Если это случилось, значит, что-то происходит в школе. Наша задача была объяснить это всё педагогам и студентам — будущим учителям», — подчеркнула Кристина Ноздрина.

Ролевая игра

Большой отклик получил тренинг, в котором педагоги и студенты смогли примерить на себя разные роли участников процесса буллинга: жертвы, агрессора, наблюдателя, пассивного и активного защитника. Такой подход позволил участникам проекта прожить и прочувствовать процесс буллинга изнутри.

По словам организаторов, до этого тренинга не каждый педагог понимал, что на деле испытывает, например, жертва. Вовлечение помогло учителям разобраться, как можно поддержать ученика, который оказался в роли жертвы, или как эффективно управлять агрессором. Участники тренинга убедились в том, что фразы «соберись и дай отпор» или «прекрати так поступать с другими» не работают и не решают конфликт.

«Мы попытались раздать роли педагогам и студентам таким образом, чтобы активисты оказались в роли жертв, а более тихие участники получили роль агрессора. Именно такой перехлёст помог учителям увидеть всю картину изнутри и понять, как это работает», — отметила Кристина Ноздрина.

По словам участницы проекта, педагога-психолога Уриковской средней образовательной школы Анастасии Давыдовой, «Безопасная среда» позволила овладеть новыми инструментами для выявления и коррекции буллинга в образовательной среде.

«Для меня этот проект стал не только источником новых знаний, но и проработкой своей личности, поскольку я в детстве сама была в роли жертвы. Мне удалось почувствовать себя и найти пути выхода из ситуации для каждого участника процесса буллинга, в какой бы роли он ни был. Очень понравилось, что среди участников царило дружелюбие и взаимопомощь», — рассказала АСИ Анастасия Давыдова.

Мозговой штурм и обмен опытом

Идея руководителей проекта объединить работающих специалистов в сфере образования со студентами, чтобы они могли обмениваться опытом в вопросах буллинга и тем самым эффективнее развивали свою компетентность, дала свои плоды.


Этому способствовал мозговой штурм, который прошел на одном из семинаров. Участники попробовали разобраться в том, как можно и нужно действовать в критических ситуациях, чтобы не допустить буллинга в школе в целом или в конкретном классе. Один из тренинг-дней завершился мастермайндом, на котором представители разных школ района не просто поделились опытом, но и определили, что из предложенного коллегами можно применить на практике в своей школе.

«Колоссальный обмен опытом в ходе проекта принес во многие школы что-то новое. Большинство педагогов загорелись новыми идеями. Кроме того, мы провели встречу и мини-семинары с руководителями школ, чтобы показать, на какие процессы и как они могут влиять», — рассказала АСИ Кристина Ноздрина.

Организаторы проекта «Безопасная среда» предполагают, что косвенно он повлияет на более чем 12 тысяч школьников, действующие и будущие педагоги которых повысили компетентность на проекте. «Безопасной средой» уже заинтересовались другие районы Иркутской области, в том числе отдаленные, и областной Союз молодых педагогов. В планах организаторов продолжить работу, в том числе со школами Иркутска и студентами педагогического университета.

Источник: Агентство социальной информации