Театральная лаборатория для неговорящих в Петербурге открыла новый сезон
Новый сезон театральной лаборатории для детей с особенностями развития, в том числе неговорящих, открыла «Социальная школа Каритас».
Инклюзивные театральные занятия — формат, с помощью которого специалисты помогают детям общаться и открывать новые таланты. В 2024 году за основу взят «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена.
Особенность театра «Социальной школы Каритас» состоит в том, что у большинства детей нарушена или отсутствует речь. Они не могут говорить привычным способом, поэтому для каждого занятия готовятся специальные средства общения — коммуникативные символы и доски, подбираются жесты.
Занятия начинается с приветствия: у каждого участников есть для этого фирменный жест. После приветствия проходит разминка, и начинаются актерские упражнения: рычать как бегемот, прятаться как мышка. Дети привыкают чувствовать себя комфортно не только на сцене, но и в обществе других детей, ведущего и волонтеров.
Театральный педагог особой лаборатории Альфия Терегулова отмечает у детей рост эффективности коммуникативных навыков, развитие эмоционального интеллекта, улучшение координации, внимания:
«Если раньше актерские упражнения использовались в основном в профессиональной среде для обучения актеров, то сейчас мы можем смело говорить, что инструментарий может и должен быть освоен как терапевтический. В том числе как один из действенных видов терапии при работе с особенными детьми».
Неговорящие дети с особенностями развития часто социально изолированы. Они не могут выразить собственные мысли и желания. Окружающие не обращаются к ним напрямую из-за коммуникативного барьера, а предпочитают говорить с их родителями или сопровождающими. Все это негативно влияет на социальное и коммуникативное развитие человека.
Поэтому особая театральная лаборатория построена на упражнениях на взаимодействие, где каждый — полноценный участник действия, влияет на происходящее и принимает решения самостоятельно. Такая практика через творчество помогает детям получить опыт общения и взаимодействия, которого многие из них лишены.
«Дарита с занятия выходит всегда очень довольная, на занятия тоже всегда бежит с удовольствием и спрашивает, когда будет театр, — говорит Ирина, мама девочки с РАС. — Но самое важное, что Дарита стала более активно общаться со сверстниками которые участвуют в театральной студии и не только! Для нас это самое ценное».
Театральный показ спектакля намечен на сентябрь. Занятия проводятся бесплатно по проекту «Шире круг» при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Есть дети, которые раскрываются не сразу, а спустя несколько встреч удивляют всех, отмечает директор «Социальной школы Каритас» Ольга Лотош:
«Это говорит о том, что даже если с первых моментов ребенок не проявляет инициативы, не вовлекается — это не значит, что он не заинтересован, не хочет или не может. Это просто значит, что каждому нужно свое время. У нас не бывает лишних или тех, кто не подходит».
«Социальная школа Каритас» более 12 лет развивает в России направление альтернативной и дополнительной коммуникации: сопровождает семьи с неговорящими детьми и обучает специалистов.
Инклюзивные театральные занятия — формат, с помощью которого специалисты помогают детям общаться и открывать новые таланты. В 2024 году за основу взят «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена.
Особенность театра «Социальной школы Каритас» состоит в том, что у большинства детей нарушена или отсутствует речь. Они не могут говорить привычным способом, поэтому для каждого занятия готовятся специальные средства общения — коммуникативные символы и доски, подбираются жесты.
Занятия начинается с приветствия: у каждого участников есть для этого фирменный жест. После приветствия проходит разминка, и начинаются актерские упражнения: рычать как бегемот, прятаться как мышка. Дети привыкают чувствовать себя комфортно не только на сцене, но и в обществе других детей, ведущего и волонтеров.
Театральный педагог особой лаборатории Альфия Терегулова отмечает у детей рост эффективности коммуникативных навыков, развитие эмоционального интеллекта, улучшение координации, внимания:
«Если раньше актерские упражнения использовались в основном в профессиональной среде для обучения актеров, то сейчас мы можем смело говорить, что инструментарий может и должен быть освоен как терапевтический. В том числе как один из действенных видов терапии при работе с особенными детьми».
Неговорящие дети с особенностями развития часто социально изолированы. Они не могут выразить собственные мысли и желания. Окружающие не обращаются к ним напрямую из-за коммуникативного барьера, а предпочитают говорить с их родителями или сопровождающими. Все это негативно влияет на социальное и коммуникативное развитие человека.
Поэтому особая театральная лаборатория построена на упражнениях на взаимодействие, где каждый — полноценный участник действия, влияет на происходящее и принимает решения самостоятельно. Такая практика через творчество помогает детям получить опыт общения и взаимодействия, которого многие из них лишены.
«Дарита с занятия выходит всегда очень довольная, на занятия тоже всегда бежит с удовольствием и спрашивает, когда будет театр, — говорит Ирина, мама девочки с РАС. — Но самое важное, что Дарита стала более активно общаться со сверстниками которые участвуют в театральной студии и не только! Для нас это самое ценное».
Театральный показ спектакля намечен на сентябрь. Занятия проводятся бесплатно по проекту «Шире круг» при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Есть дети, которые раскрываются не сразу, а спустя несколько встреч удивляют всех, отмечает директор «Социальной школы Каритас» Ольга Лотош:
«Это говорит о том, что даже если с первых моментов ребенок не проявляет инициативы, не вовлекается — это не значит, что он не заинтересован, не хочет или не может. Это просто значит, что каждому нужно свое время. У нас не бывает лишних или тех, кто не подходит».
«Социальная школа Каритас» более 12 лет развивает в России направление альтернативной и дополнительной коммуникации: сопровождает семьи с неговорящими детьми и обучает специалистов.
Источник: Агентство Социальной Информации