09.10.2025



Елена Тополева-Солдунова: «От НДС с СО НКО государство получит копейки, а административная нагрузка для всех увеличится»

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора – о налогообложении НКО в проекте бюджета будущего года.

8 октября 2025 года в Общественной палате РФ прошло обсуждение («нулевые чтения») проекта бюджета на 2026-2028 годы. Одним из основных предметов дискуссии стало снижение порога доходов для уплаты НДС с 60 до 10 млн рублей.

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и директор Агентства социальной информации поразмышляла, как изменение налогообложения может затронуть жизнь НКО.

Бюджетных денег для НКО меньше не станет

Во-первых, нам нужно настраиваться на то, что ближайшие годы будут напряженными. Но на уровне федеральной поддержки НКО это не отразится. Общий объем расходов на поддержку некоммерческих организаций, согласно проекту бюджета, в следующем году увеличится. В 2025 году он был 450,6 млрд рублей, в 2026-м планируется 460,5 млрд рублей.

При этом надо понимать, что большая часть этих средств целевым образом будет направлена в крупные организации, учрежденные при поддержке и участии государства и выполняющие особо важные функции. Ассигнования на эти НКО прописаны отдельной строкой в бюджете. Это такие фонды, как «Защитники Отечества, «Круг добра», ассоциация «Добро.РФ», разные молодежные движения – «Юнармия», Движение первых, всероссийские организации инвалидов и другие.

К счастью, финансирование Фонда президентских грантов и Фонда природы, Президентского фонда культурных инициатив предлагается сохранить на уровне 2025 года. Еще есть поддержка НКО по линии разных министерств и ведомств. То есть НКО по-прежнему смогут подавать заявки на разные федеральные гранты и субсидии – уровень поддержки, в целом, не упадет.

НКО и НДС

В новом бюджетном периоде планируется изменить порядок начисления НДС и увеличить его ставки. Это касается и НКО – тех, которые получают выручку от реализации своих товаров и оказания услуг, а также имеют внереализационные доходы от получения процентов по депозитам.

За последние годы многие НКО научились оказывать качественные и востребованные услуги и получать доход от этой деятельности. Все большее количество НКО производят и продают мерч – изделия со своей символикой. Это обеспечивает известность организации, приносит дополнительный доход.

И, конечно, у многих НКО есть спонсорские поступления, например, от благотворительных спортивных матчей. Нередко они немаленькие, и они – тоже доход.

Кроме того, у НКО есть внереализационные доходы. Схема простая: у фонда скопились деньги, которые он не может потратить прямо сейчас. Это могут быть, например, пожертвования на уставную деятельность. И фонд эти временно свободные деньги размещает на депозитах и получает проценты. Это не запрещено законом, да и деньги, таким образом, не лежат в кубышке, а работают на организацию. Этим инструментом нередко пользовались НКО в последние годы, когда процент по депозитам в банках был довольно высоким.

НКО подобные вклады придавали дополнительную устойчивость и позволяли продолжать работать в ситуации неопределенности. Такое часто бывает: снизился объем регулярных пожертвований, не получили грант, либо кому-то из подопечных понадобилась экстренная операция, объявлять на которую сбор долго.

Потратить деньги куда-то, кроме своей общественно полезной деятельности НКО не имеют права, но, с точки зрения бухгалтерии, проценты по депозитам – это тоже «доходы». А значит подлежат учету для определения порога выручки для перехода к уплате НДС.

Какие НКО будут платить НДС?

К сожалению, при разработке нормативных актов наши нормотворцы зачастую не учитывают специфику и запросы НКО. Или вообще забывают о них, как это было во времена пандемии COVID-19 при внедрении мер поддержки организаций. Да, некоммерческий сектор пока не является серьезным субъектом экономической деятельности, но является субъектом и носителем важнейших ценностей и смыслов, производителем общественного блага. Думаю, что и в данном случае, при планировании налоговых поправок, про особенности НКО просто никто не подумал.

Предложили снизить порог по годовому размеру выручки с 60 до 10 млн рублей, после преодоления которого организации должны платить НДС. И это касается не только бизнеса, но и НКО. Причем, не только выручки от приносящей доход деятельности, но и внереализационных доходов.

Но ведь НКО по закону и по жизни эту свою выручку могут потратить только на уставную общественно полезную деятельность.

А если у организации нет деятельности, приносящий доход, а есть только внереализационные доходы, НДС она платить не будет, но должна будет администрировать этот налог, что сложно и затратно по ресурсам. Придется нанимать дополнительных бухгалтеров. А налоговым службам придется эти отчеты проверять.

По нашим предварительным подсчетам, доходы бюджета от взимания НДС с НКО составят не более 2,7 млрд рублей. Однако, скорее всего, эта цифра будет значительно ниже – с учетом видов деятельности, не облагаемых НДС, которую НКО в основном и ведут. То есть, от внедрения новой системы учета и уплаты НДС увеличится, главным образом, отчетность, а не доходы бюджета. А еще – пострадают благополучатели, потому что ресурсов у НКО на их поддержку станет меньше.

Предложили освободить от уплаты НДС хотя бы организации, входящие в реестр СО НКО Минэкономразвития. Посмотрим, как отреагируют на это предложение.

Источник: Агентство  социальной информации