30.03.2024



Негосударственные поставщики соцуслуг: достижения, проблемы и мнение властей


Какие потребности есть у негосударственных поставщиков соцуслуг и как развивать эту сферу в дальнейшем, обсуждали на встрече в Общественной палате РФ.

Одна из тем встречи — как именно негосударственные поставщики соцуслуг могут получить более широкий доступ к бюджетным средствам. Встречу назвали «Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021–2024 годы: ключевые итоги реализации и задачи на ближайшую перспективу».

Как отмечает в приветственном слове Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии ОП РФ, сейчас Министерство экономического развития анализирует результаты реализации этого комплекса мер.

Чтобы узнать мнение коллег из регионов, Общественная палата РФ провела анкетирование региональных общественных палат. В анкетах просили оценить комплекс и достижения, которых удалось добиться в процессе его реализации.

«Пока рано говорить, что мы достигли всех задач и выполнили все мероприятия, указанные в комплексе мер. Да, многое уже сделано — и результаты видны на примере отдельных сфер. Но в то же время есть большой разброс между регионами в сфере доступа негосударственных организаций к оказанию социальных услуг. Нет ни одного региона, где показатели были бы идеальными», — говорит Елена Тополева-Солдунова.

Елена Иваницкая, заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России, отмечает: в последние годы в России растет роль негосударственных организаций, которые работают в социальной сфере.

«Вопрос в том, что мы делаем дальше. Что еще нужно поменять с точки зрения законодательного регулирования, в какой сфере нужны методические рекомендации? Мы подготовили запросы: просим регионы рассказать об итогах и дать нам предложения», — говорит Елена Иваницкая.

Какие результаты показало анкетирование?

На текущий момент опрос ОП РФ прошли 18 региональных общественных палат. 40% респондентов ответили, что необходимо продолжить реализацию комплекса мер. При этом за высказались как регионы из топ-30 рейтинга «Регион НКО», так и регионы с наибольшим потенциалом роста.

«Мы видим, что есть дисбаланс в достижениях при реализации комплекса мер. В некоторых регионах работа по оказанию услуг идет не во всех отраслях. Дисбаланс есть как в отраслевом разрезе, так и в применении инструментария и механизмов для развития», — говорит Оксана Коротеева, директор Центра развития гражданского общества, некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО Российского государственного социального университета.

Например, в Красноярском крае создали многоуровневую систему поддержки доступа НКО на рынок услуг. В 2022 году там выделили субсидии 54 СО НКО на частичное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, еще пяти НКО — субсидии на оказание инновационных услуг в социальной сфере.
В то же время Общественная палата Республики Коми отмечает, что проведенная работа не дала ожидаемых результатов. До 2023 года соцуслуги при Минтруда республики оказывали 15 автономных НКО, в 2024 году их осталось четыре.

Все эти диспропорции подтверждает рейтинг «Регион НКО», который каждый год готовит Общественная палата РФ, отмечает Коротеева.

Если говорить про перспективные направления для развития комплекса, то Общественная палата РФ выделяет следующие предложения:

Уделить внимание новым субъектам РФ;
Больше времени посвятить уровню местного самоуправления;
Утвердить новый комплекс мер на уровне правительства РФ — это идея ОП Воронежской области.
Место социальных услуг в жизни НКО

Насколько эта тема актуальна для некоммерческого сектора, пояснила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ изучает изменения в работе НКО с 2006 года. В том числе анализирует источники доходов организаций, которые принимают участие в исследовании.

В 2021 году исследователи зафиксировали, что доходы от реализации услуг — один из основных источников финансирования НКО, тогда он вышел на первое место по частоте упоминаний. К 2023 году показатель немного снизился — теперь на первом месте гранты, а доходы от реализации услуг упоминают только 19% опрошенных респондентов. В последний раз такой низкий показатель был зарегистрирован в 2010 году — после этого года доходы от реализации услуг упоминали всегда больше 20% опрошенных.

«Доходы, которые формируются из бюджета страны, вышли у НКО на первый план — это гранты и субсидии. У организаций уже нет такого стимула зарабатывать деньги. Так что есть два вопроса. Могут ли НКО зарабатывать деньги, оказывая услуги? И это вопрос к условиям. И хотят ли они этого? Это вопрос к НКО», — говорит Ирина Мерсиянова

Также исследователи узнают у НКО, какие именно услуги в социальной сфере лучше оказывать негосударственным поставщикам. Среди самых популярных ответов — надомное обслуживание (54%), культура (45%), паллиативная медицинская помощь (43%), занятия физической культурой (41%), полустационарное социальное обслуживание (38%) и другие.

При этом сами НКО-респонденты часто не оказывают никакие из этих услуг (28% опрошенных). 30% респондентов оказывают услуги в сфере культуры, 22% — в сфере физкультуры, 16% — в сфере школьного образования.

При этом почти половина опрошенных НКО оказывают эти услуги безвозмездно. Только 5% ответили, что хотя бы одна из их услуг — платная.

«Большинство россиян считают, что НКО должны решать социальные проблемы вместе с государственными органами. Но чтобы оправдать эти ожидания общества, НКО нужно институционально подкреплять и поддерживать», — заключает Ирина Мерсиянова.

О чем говорят социальные заказы последних лет?

«Если смотреть сферы, в которых действуют социальные заказы, то все направления, которые сейчас есть, были отмечены востребованными НКО в исследовании, которое представили в НИУ ВШЭ. За исключением культуры — но это особая часть, которая реализуется вне социального заказа», — говорит Вероника Сергеева, заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России.

По официальным данным, в 2023 году к исполнению социальных заказов было привлечено 1597 исполнителей. Из них только 81 исполнитель — негосударственные организации.

Во время создания инфраструктуры соцзаказа определялось наличие на территории устойчивых организаций. Если у коммерческих организаций изучали объем прибыли, то у НКО отмечали наличие целевого капитала.

«Формирование целевого капитала НКО позволяло нам с регионами принимать решение, как будет развиваться ситуация: возможно ли развитие конкуренции на выбранной территории или же мы уходим в развитие бюджетной сети», — говорит Сергеева.

При этом число социальных заказов, которые распределяют на конкурентной основе, продолжает расти. Как отмечают в министерстве, в отдельных регионах уже начинается постепенное взаимодействие государственного и негосударственного секторов.

6,4млн потребителей соцуслуг предусмотрено в 2024 году, по данным портала "Электронный бюджет"

«Пока еще недостаточная устойчивость негосударственного сектора склоняет чашу весов в пользу госорганизаций. Но в дальнейшем это будет меняться, потому что мы видим по обратной связи, например, что реагирование на персонифицированный запрос выше у негосударственных исполнителей», — говорит Вероника Сергеева.

По словам эксперта, устойчивость негосударственных организаций — один из наиболее актуальных вопросов. Для его решения необходимо разрабатывать и обсуждать финансово-экономические модели деятельности НКО и место соцзаказов в них. Когда организации понимают, как встроить это в свою работу, то заинтересованность в работе с государством и ее экономический эффект увеличиваются, отмечает Сергеева.

Эксперты из регионов также предлагают ряд нововведений для расширения доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере. Среди них — проведение мониторинга того, как социальные услуги передаются на реализацию негосударственным поставщикам.

«Потому что сегодня мы можем примерно понять, сколько у нас поставщиков. Но кто это, какие услуги они оказывают и в каком объеме — неясно. В идеале — если это будет электронный мониторинг. В принципе цифровизация важна», — говорит Михаил Комиссаров, генеральный директор Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

Также участники предлагают вернуться к Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части возмещения. Комиссаров уверен: важно еще раз проработать вопросы, что такое «возмещение», «компенсация» и «недополученные доходы».

«Практики в субъектах разные. У нас есть регионы, где такой “нормативки” вообще нет, хотя она должна быть по закону», — продолжает эксперт.

Также важно уделять внимание независимой оценке качества деятельности поставщиков соцуслуг. Актуально все, что связано с устойчивостью НКО, о которой говорили другие эксперты, добавляет Михаил.

Ольга Сидорова, член Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа, отмечает: НКО важно обучать работать на рынке предоставления услуг и оказывать платные услуги.

«Возможность оказывать услуги безвозмездно есть благодаря грантам. Но в то же время есть риск, что однажды грантовые бюджеты могут сократить, услуг станет меньше, а граждане останутся без льготной поддержки или без услуг вообще», — подчеркивает эксперт.

Материал подготовлен по итогам круглого стола «Комплекс мер по обеспечению доступа НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам». Посмотреть запись встречи можно по ссылке.

Источник: Агентство Социальной Информации